Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты действий сотрудников полиции при обнаружении взрывных устройств, взрывчатых, сильнодействующих, ядовитых, химических и иных веществ 6
1.1.Правовое регулирование действия сотрудников полиции 6
1.2.Предпринимаемые действия сотрудниками полиции в случае обнаружения обнаружении взрывных устройств, взрывчатых, сильнодействующих, ядовитых, химических и иных веществ 9
Глава 2.Проблемные аспекты в действиях сотрудников полиции при обнаружении взрывных устройств, взрывчатых, сильнодействующих, ядовитых, химических и иных веществ 15
2.1.Тактические особенности действия сотрудников полиции при обнаружении взрывных устройств, взрывчатых, сильнодействующих, ядовитых, химических и иных веществ 15
2.2.Действия сотрудников полиции при обнаружении взрывоопасных устройств 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1.Теоретические аспекты действий сотрудников полиции при обнаружении взрывных устройств, взрывчатых, сильнодействующих, ядовитых, химических и иных веществ
1.1.Правовое регулирование действия сотрудников полиции
Качественная разработка законов является важнейшим условием обеспечения упорядоченности общественных отношений и эффективной деятельности органов публичной власти . При этом важнейшим свойством нормативного правового акта является исключение возможности неоднозначного толкования используемых в нем терминов. Однако ни для кого не секрет, что далеко не все понятия, используемые в российском законодательстве и являющиеся специальными юридическими терминами, закреплены (истолковываются) в соответствующих нормах-дефинициях. Именно таким образом обстоят дела с терминами "общественный порядок", "правопорядок" и "общественная безопасность", используемыми в Конституции РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях, Уголовном кодексе РФ, Федеральном законе "О полиции" и в целом ряде других законов, а также в подзаконных нормативных правовых актах .
Приходится констатировать, что при использовании указанных выше терминов как законодатель, по всей видимости, не задумывается о необходимости следования принципам системности права и формальной определенности юридического акта. При этом, несмотря на то что термины "общественный (публичный) порядок", "правопорядок" и "безопасность" различны по своему содержанию. Все это неминуемо приводит к снижению регулятивного воздействия соответствующих правовых норм, порождает разнородные подходы к их пониманию и, как следствие, к неверному применению.
На наш взгляд, главной причиной указанной проблемы является то, что, несмотря на значительное число работ по вопросам правопорядка и безопасности, многие аспекты этого политико-правового и социально-философского феномена все еще остаются малоисследованными или дискуссионными.
Правопорядок обеспечивается публичной администрацией, при этом, пожалуй, наиболее важную роль в этой деятельности играет правоохранительный сегмент системы органов исполнительной власти - полицейские органы, которые по своему функциональному назначению являются "инквизиционными" и поддерживают правопорядок, используя все многообразие правовых инструментов принудительного характера.
С учетом изложенного под конституционным правопорядком следует понимать систему общественных отношений, сложившуюся на основе соблюдения требований норм конституционного законодательства. Такой подход позволяет говорить о существовании общественной потребности в формировании концепции конституционного правопорядка, которая, учитывая требования и принципы конституционного характера, станет базовым условием и основой развития правовой системы России, поспособствует реализации принципов гарантированности конституционных прав и свобод человека и верховенства Конституции РФ, ее высшей юридической силы и прямого действия .
Тем самым в системе правовых средств сбалансированного обеспечения безопасности личности и государства определяющее значение имеет Конституция РФ, а сама безопасность приобретает конституционные характеристики. Следовательно, обеспечение различных видов безопасности (информационной, экологической, экономической и т.д.) не просто имеет конституционно-правовое содержание, а выступает частью механизма обеспечения конституционной безопасности .
Неблагоприятно влияет на понимание и применение законодательства и то, что в целом ряде нормативных правовых актов и решений Конституционного Суда РФ, наряду с анализируемыми, используются различные термины, наполненные, вероятно, одним и тем же содержанием. К таковым, в частности, относятся "общественное спокойствие", "законность в общественном месте", "правомерное поведение в общественном месте" и т.п.
Во-первых, с использованием специальных юридических терминов "общественный порядок", "правопорядок" и "общественная безопасность" в российском законодательстве ограничивается круг общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования ряда законов и подзаконных правовых актов.
Например, ч. 2 ст. 3 Федерального закона "О полиции" устанавливает правило, согласно которому полиция в своей деятельности руководствуется законами субъектов РФ по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
Безусловно, руководитель территориального органа МВД России, решая вопрос о нормативной правовой основе деятельности вверенных ему полицейских подразделений, исходя из собственной интуиции и здравого смысла, способен предположить, что тот или иной региональный закон содержит нормы, связанные с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности. Однако выглядит не совсем правильным ставить правоприменителя в условия, когда он вынужден принимать важные управленческие решения на основе предположений, пытаясь угадать замысел федерального законодателя. Думается, что эффективное использование публичной властью правовых норм, включенных в федеральное законодательство, возможно лишь при условии нормативного обеспечения однозначной семантической определенности используемых в соответствующих нормах терминов.
Во-вторых, анализируемые термины используются в составе определительно-установочных норм для разграничения функциональной компетенции различных органов государственной власти. Так, например, в ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О полиции" в качестве одного из элементов назначения полиции закреплены "охрана общественного порядка и обеспечения общественной безопасности".
Таким образом, на современном этапе необходимы теоретико-методологическое переосмысление и новый межотраслевой интеграционный подход к определению смежных и взаимообусловленных категорий "правопорядок", "конституционный правопорядок", "общественный порядок" и "национальная безопасность". Достижения общей теории права, конституционной доктрины и использование межотраслевого подхода позволяют комплексно раскрыть их сущностную характеристику, выявить значение и соединить рассматриваемые правовые категории в общетеоретическом, конституционно-правовом и административно-правовом измерении. При этом очевидна интеграционная и фундаментально-ценностная роль конституционного правопорядка по отношению к исследуемым смежным категориям и практической реализации отраслевого законодательства, что весьма значимо для выработки критериев качественного состояния эффективного и обеспечения конституционного правопорядка, что авторы планируют рассмотреть в дальнейшем .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно правовые акты:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. О полиции: федеральный закон РФ от 7 февраля 2011г. № 3-ФЗ // Российская газета от 10 февраля 2011г., № 28.
3. Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел РФ: Приказ МВД РФ № 1 от 2 января 2013г. // Российская газета. -2013. - 1 февраля.
4. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ - 17 июня 1996г. - № 25 - Ст. 2954.
Специальная литература:
5. Анищенко А.Ю. Тактико-специальная подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах. Учебное пособие. – М: ДКО МВД России, 2006.
6. Антонов А Б, Балашов В. Г. Основы обеспечения безопасности личности, общества и государства. М., 1996.
7. Безруков А.В., Жильцов А.В. Общественный порядок, правопорядок и безопасность: грани пересечения и соотношение правовых категорий // Административное право и процесс. 2020. № 6. С. 17 .
8. Бондаревский И.И. Специальная тактика. Учебник. - М: ЦОКР МВД России, 2005.
9. Буданов А. В. Обучение сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обеспечения личной безопасности. М., 1997.
10. Буданов А. В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД. М.: Академия МВД России, 1997.
11. Казинский Н.Е. Тактико-специальная подготовка. Учебник. – М: ДКО МВД России, 2007.
12. Кутепов В.А Тактическая подготовка. Радиационная, химическая и биологическая защита [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. А Кутепов, А. Б. Адемченко, С. В Ковалев. - Электрон. текстовые данные. - Омск: Омский государственный технический университет, 2017. - 226 с.
13. Локтев Е.М. Огневая подготовка из стрелкового оружия: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность» (специализация «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности») / Е. М. Локтев. - Воронеж: Воронежский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2017. - 112 c.
14. Кисляк А.А. Огневая подготовка: учебное пособие / А. А. Кисляк, Н. А. Поздняков, В. Д. Горев. - Томск: Томский политехнический университет, 2018. - 104 c
15. Огневая подготовка сотрудников правоохранительных органов (уголовно-исполнительной системы): учебное пособие для вузов / И. Н. Калуцкий, А. Н. Филипенко, А. Г, Малышев [и др.]; под общ. ред. Д. К. Дмитриева. - 2-е изд., испр. - Москва; Рязань: Юрайт: Академия ФСИН России, 2021. - 300 с..
16. Поспеев К.Ю. Огневая подготовка сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие для вузов / К. Ю. Поспеев, Н. В. Астафьев. - 2-е изд. - Москва: Юрайт, 2020. - 206 с.
17. Приходько Б. П. Организация и тактика действий сил и средств ОВД и ВВ МВД России при проведении специальных операций. М.: ВНИИ МВД России, 1996.
18. Столяренко А. М., Карпов В. С. Морально-психологическое обеспечение деятельности личного состава ОВД и ВВ при чрезвычайных обстоятельствах. М.: Академия управления МВД России, 1998.
19. Турушев А.А. Топографическая подготовка сотрудников ОВД: Учебное пособие. - М: ЦОКР МВД России, 2006
20. Устройство оружия и его боевое применение: учебник: в 2 ч. Ч. 1 / И. Ю. Лепешинский, В. В. Глебов, О. И. Чикирев [и др.]. - Москва: ИНФРА-М, 2021. - 307 с. - (Военное образование)
21. Цвелюк Г. Е Школа безопасности: Пособие по выживанию. М., 1996.
22. Чичин С.В. Организационно-тактические основы несения службы подразделениями ОВД по охране и обороне важных объектов. Учебное пособие. - М: ЦОКР МВД России, 2006.